Дом Шаховской в начале XX века, реконструкция

В начале XX века дому уже более века. Не раз менялись владельцы, не раз менялся облик его помещений. Лет тридцать назад здание приобрела кн. Мария Анатольевна Шаховская - правнучка одного из прежних владельцев, гр. Гурьева.

В эти годы кн. Шаховская заказывает архитектору Ивану Фомину реконструкцию части помещений, занимаемых ею самой. Фомин создает комплекс великолепных интерьеров в стиле неоклассицизма, включавших в себя настенную и потолочную живопись, узорные паркеты и мебель, созданную по рисункам самого архитектора.

В 1916 году известный историк Петербурга П. Н. Столпянский закончит книгу о доме такими словами:

"Ожил старый дом... Ему хорошо и спокойно - он чувствует, что его испытания окончились, что он надолго останется молчаливым свидетелем "прошлого далеко", что его характерные черты - признаки прошлого - не будут уничтожаться, а наоборот, поддержатся заботливой рукой".

Еще через год наступят совершенно новые времена. В последующие годы интерьерам Фомина предстоит серьезно пострадать и быть частично воссозданными через 70 лет, а пропорции самого дома будут искажены двухэтажной надстройкой.


Дом кн. Шаховской. Фотография из книги П. Н. Столпянского

Местность

Окажись обитатель начала XX века в Петербурге столетие спустя, он узнал бы многое. И Аничков дворец, и мост, и дом Лихачева на углу Невского и Фонтанки - сосед дома Шаховской - и большинство других домов в этих местах за сто лет сохранят свои узнаваемые и привычные уже к тому времени черты. Но по Невскому уже не будет ходить трамвай, который еще совсем недавно, в 1907 году, сменил конку. Исчезнут многочисленные баржи с дровами, пришвартованные повсюду к гранитным набережным. Пассажирские пароходы сменят прогулочные катера. Он уже не сможет приобрести пианино в помянутом доме Лихачева или зайти туда по делам строительной фирмы Бадаевых. А в другом соседе дома Зимина - доме №25 по Фонтанке - не подивится продаваемой электрической машине, самостоятельно включающейся и выключающейся, и способной зажигать до 100 ламп по 10 свечей каждая. Впрочем, новых поводов для удивления окажется у него в избытке.

Фрагмент плана 1909 года

Интерьеры Фомина


Интерьер одного из залов. Фотография начала века


Восстановленный зал. Современная фотография

В 1888 году часть помещений здания была сдана Собранию инженеров путей сообщения, которые использовали их для своего клуба. Столпянский описывал последствия их пребывания в доме:

"Помещение было отдано с ремонтом и - несмотря на то, что хозяева были инженеры, - ремонт дома производился самым варварским образом: мраморныя стены и мраморные камины закрашивались масляною краской, золотились те бордюры, которые должны были оставаться без позолоты - словом, ремонт делался так, как его считает нужным сделать маляр"

Княгиня Шаховская заказала Ивану Фомину ремонт и реконструкцию парадных комнат. В 1909 году им была осуществлена двухэтажная пристройка к дворовому флигелю здания, в которой на втором этаже была устроена парадная галерея. Два года спустя он осуществил и интерьеры других комнат.